На первом этаже Зимнего дворца, недалеко от Зала Древнего Египта, открылась небольшая экспозиция, посвящённая искусству коптского Египта IV—XII веков.
В конце XIX века в Египте в процессе раскопок древних памятников были обнаружены артефакты, прямо не относящиеся ни к одной из известных ранее культур, эллинистической, римской или византийской. В результате их изучения в истории мирового искусства появилось новое понятие — «коптское искусство».
Слово «копт» — арабское. После подчинения Египта в 642 году арабы стали называть так жителей долины Нила, продолжавших исповедовать христианство и говорить на египетском языке.
Полные непосредственности и наивного очарования, необычные по форме и стилю древности Египта не могут оставить равнодушными ни любителей старины, ни исследователей.
Коптские ткани представляют собой одну из блестящих страниц искусства Египта IV—XII веков. Это изделия с фигурными и орнаментальными украшениями самого разного назначения (завесы, шали, туники, покрывала, салфетки), изготовленные из нитей неокрашенного льна и цветной шерсти в гобеленовой технике.
Охотничьи сюжеты в аллегорической форме выражали идею победы добра над злом, жизни над смертью. Они показывали доблесть, силу и добродетель охотников, отождествляя с ними умерших и приобщая их к бессмертию.
Излюбленной темой александрийского искусства стало изображение нильских мотивов, которые, выйдя за пределы египетской столицы, получили широкое распространение в коптском искусстве. Фауна и флора Нила — утки, рыбы, розовые лотосы, охота на гиппопотамов и крокодилов, лодки с рыбаками и эротами — заняли важное место на позднеантичных тканях, были неотъемлемыми элементами нильского пейзажа, понимаемого как райский ландшафт. Изображения на завесах и медальонах ваз и картин, наполненных цветами и плодами, обещали процветание и рисовали картины христианского рая.
Большинство этих изображений заключало в себе идею спасения и воскресения, что самым естественным образом соотносилось с многотысячелетним опытом египтян в борьбе за обретение бессмертия.